Управление салоном красоты
<< назад к списку
У разного уровня салонов красоты будут разные потери
Надежда Салапина
Мой ответ на поставленный вопрос более «развернутый» и приземлен к нашим реалиям, не претендующий на «глобальные исследования» и математические расчеты в отличие от моего коллеги. Это мое мнение, сформировавшееся на протяжении, уже теперь, многих лет работы в этой сфере…
Отвечая на вопрос «Сколько клиентов уходит вместе с персоналом?» нельзя не учитывать, то обстоятельство «а какого же уровня салон». Мое мнение таково: Не может салон бизнес-класса потерять до 30% клиентов при уходе специалиста, пусть даже высоко профессионального… Потому, что большинство клиентов, а это около 80% от всей клиентской базы салона, ходят в салон за услугами различных направлений (косметология, парикмахерское искусство, педикюр, маникюр, нейлинг и т.д.). И при уходе «любимого» мастера-специалиста того или иного направления из такого салона, только около 2% клиентов поедут за мастером в другой салон или часть из них перейдет на домашнее обслуживание к данному мастеру (и до 5% - если новый салон мастера будет находиться недалеко или по - соседству от предыдущего). Салон если и потерял клиента, то только по одному из направлений, например парикмахерскому… Опять же надо отметить и тот факт, что в салоне бизнес - уровня весь технологический процесс «держится» не только на мастерах – «золотых ручках», но и частично на технологическом оборудовании, например в той же Косметологии, которая является одним из ведущих направлений в салоне бизнес- и выше уровня.
Наблюдения показывают, что за последние 5 лет на российском рынке индустрии красоты появился большой «пласт» салонов (да и продолжают открываться) с серьезным подходом к работе - как к бизнесу, при этом хорошо технологически оснащенными; с правильно и профессионально выстроенным менеджментом… И проводимые нами обзоры рынка салонов красоты по отдельным российским регионам и округам Москвы только подтверждают такое явление, особенно за последние два года.
Но, а если говорить о ситуации, когда большая часть персонала (или вообще весь персонал) почти одновременно «покидает» салон, то это скорее форс-мажорный случай. И он является единичным… И рассматривать надо проблему этого конкретного случая в конкретном салоне… А не как панацею…
Что касается салонов эконом- и среднего класса, которые в основном «базируются» на парикмахерских услугах, то здесь ситуация иная…
В салонах эконом – класса, которые конкурируют между собой, в своем сегменте на уровне цены услуги и где не высоки требования клиента к салону и, в частности к мастеру, а также наличие поточной системы обслуживания, уход одного или даже нескольких мастеров-парикмахеров не скажется катастрофически на салоне. Временная потеря в клиентской базе такого салона составит 15-20%. Но, сложившееся положение можно «выправить» в короткие сроки, приняв новых мастеров вместо ушедших, благо дело, в салонах эконом класса с набором персонала проблем нет в отличие от салонов среднего уровня и, уж тем более, бизнес - класса и выше, где предъявляются более высокие требования к персоналу и, в частности, к специалистам.
Более «шаткое» положение у салонов среднего класса. Как показывает действительность, ведущими услугами в салонах такого класса являются парикмахерские и они же несут львиную долю выручки салона. Косметические и другие услуги «идут» как дополнение…., а в большинстве салонов эти услуги «не развиты». Отсюда, в салонах этого класса «верховодят» парикмахеры, особенно ведущие парикмахеры с опытом и талантом. Уходя из одного салона в другой, такой парикмахер может «увести» за собой около 20-25 % клиентов от общей клиентской базы салона. А в случае, когда умелый парикмахер уходит из салона и создает свой небольшой бизнес (арендуя в салоне рабочее место, или открывает небольшую парикмахерскую), то салон «теряет» намного больший процент клиентов. «Свежий» пример: в новом микрорайоне Новокосино в салоне среднего класса два парикмахера, войдя в конфликт с собственником салона на почве разногласий по оплате труда, ушли из салона и арендовали рабочие места в салоне этого же класса, недалеко, в 400 метрах от предыдущего, «перетянув» за собой 45 % клиентской базы. Образовалась существенная «брешь» в клиентской базе (а, как следствие и в доходах салона), которую нечем заполнить, так как «ставка» в салоне сделана на парикмахерские услуги, да и потребуется длительное время на восполнение клиентской базы и на «исправление» тяжелой ситуации, так как найти хороших квалифицированных и профессиональных парикмахеров с большим опытом работы сегодня не легко…. Спрос на таких мастеров превышает предложение.
Именно в салонах среднего класса (как самый «ранимый» класс) лояльность собственников бизнеса и администрации (директора, управляющего) к мастерам-специалистам должна быть наиболее «тонкой и гибкой», чтобы избежать вышеописанного «сценария» и не растерять клиентов салона… Хотя, эта лояльность должна присутствовать в каждом салоне независимо от его класса.
Собственникам и администрации салонов надо учиться выстраивать отношения с персоналом, думать не только о своей прибыли, но и принимать во внимание интересы сотрудников, при возникающих конфликтах – учиться «договариваться». Единицы из сотен людей настроены категорично, с остальными можно найти компромисс.
Я не оперирую данными по салонам «всего мира» и «не опираюсь» на салоны городов и столиц той же Европы, а делюсь своим мнением относительно наших российских салонов и, в частности, салонов Москвы, хотя бы потому, что большинство наших отечественных салонов отличаются по формату от тех же европейских, западных…, не говоря уже о менталитете.
C уважением, Надежда Салапина.
Обсудить на виртуальной конференции 19.04.2010
|