Управление салоном красоты
<< назад к списку
Украли клиентскую базу? Можно ли привлечь за это к ответственности сотрудника салона красоты
Пишут, спрашивают о возможности привлечения к ответственности сотрудника салона красоты, неправомерно завладевшего сведениями о клиентской базе предприятия и передавшего данные сведения конкурирующей организации при переходе на другую работу или на надомное обслуживание. Случай не редкий, давайте разберем его на примере. Администратор салона красоты имел доступ к базе клиентов и, воспользовавшись этой возможностью, скопировал информацию о клиентах себе на флешку и перейдя на работу в конкурирующий салон красоты неподалеку, воспользовался полученной информацией для того, чтобы выторговать себе приличную зарплату и прийти в соседний салон красоты «не с пустыми руками». Всем клиентам позвонили и сообщили о возможности приобретения салонных услуг со значительными скидками по новому адресу местонахождения предприятия красивого бизнеса. Поскольку данная база формировалась на протяжении пяти лет работы, салон красоты понес значительный урон, усугублённый тем, что уволившийся сотрудник подробно знал многих клиентов салона красоты, а также меню услуг и специфику работы, а значит умело воспользовался всеми клиентскими контактами.
В подобной ситуации салон красоты, откуда ушел администратор, вполне закономерно считает, что его обобрали и обидели, и возникает вопрос о возможности привлечения к ответственности и возмещения причиненных убытков.
Юристы комментируют данную ситуацию в салоне красоты так:
Правовая оценка данного происшествия, в первую очередь, основывается на формальных признаках объекта коммерческой тайны, установленного на предприятии индустрии красоты и здоровья. Являлась ли клиентская база защищенным информационным объектом с установленным статусом охраны, режимом доступа персонала, регламентом передачи и копирования. Для установления режима коммерческой тайны, в салоне красоты должны быть приняты меры юридического и фактического характера, без их соблюдения информация не будет считаться конфиденциальной и соответственно не будет подлежать правовой защите.
В Законе записано, что меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну в данном конкретном отдельно взятом салоне красоты,
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации, юридического лица или ИП.
Нет в салоне красоты приказов и регламентов и подписей работников — нет возможности привлечь к ответственности
Что бы установить режим коммерческой тайны, необходимо определить порядок обращения с конфиденциальной информацией и контроля за соблюдением такого порядка, подготовить соответствующий регламент. Работников необходимо «ознакомить под расписку с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение» (статья 11 Закона «О коммерческой тайне»).
Только при установлении соответствующего режима конфиденциальности есть основания для предъявления требований о возмещении убытков и привлечения сотрудника салона красоты к ответственности, в том числе и к уголовной, предусмотренной ст. 183 УК РФ. Кроме того, возможно увольнение по основаниям, указанным в пункте «в» части 6 ст. 81 Трудового кодекса: в случаях «разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника».
08.06.2010
|